ЛЕКЦИЯ 3. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ.
Это профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма.
Цель: разработка профилактических мероприятий, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, поддерживающих оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков.
Задача: нормализование факторов среды обитания детей и подростков.
Принципы нормализования:
· Специализировать нормы
· Непостоянство (сменность) норм
· Развивать, тренировать, направлять нормы
· Дифференциация гигиенических норм с учетом пола, состояния здоровья растущего организма;
Закономерности роста и развития:
· Неравномерность темпа роста и развития (нелинейная зависимость от возраста ( );
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем(гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· генетическая обусловленность роста и развития
· обусловленность роста и развития средовыми факторами
· акселерация роста и развития (↑ темпа по сравнению с предыдущими поколениями);
Стимуляторы роста и развития:
·
инсулин
·
тиреоидные гормоны
·
половые гормоны
Ингибиторы роста и развития:
·
ГКС
Хронология возраста - гг.мм.дд. с момента рождения.
Биологический возраст – совокупность морфо-функциональных особенностей организма, характеризующих индивидуальные темпы роста и развития( длина тела, оссификация костей, развитие вторичных половых признаков, зубов)
Физическое развитие – состояние морфо-функциональных особенностей организма, характеризующих процессы роста и развития.
Гетерохронность обусловлена тем, что фазы митоза и дифференцировки у растущего организма определяются законами прогрессирования дифференцировки Шмальгаузена: mотн недифференцированных клеток ↓ ~ 1/х возр. Объясняется….(?) в течение системогенеза: избирательное опережающее созревание происходит в тех функциях и структурах, которые обеспечивают выживаемость организма.
Физическое воспитание: организационный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.
Принципы:
· Оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей
· Дифференцировка применяющихся средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;
· Фунциональная зрелость – готовность организма ребенка к какому-либо виду обучения.
· Школьная зрелость – функциональная готовность к обучению в школе
· Медицинские критерии:
1. Уровень биологического развития
Þ Биологический возраст(> паспортного)
Þ Длина тела
Þ Количество постоянных зубов
2. Состояние здоровья (1 и 2 группы здоровья)
· Психофизиологические критерии:
Þ Результаты выполнения теста Керна-Иразека (<9 баллов)
Þ Качества звукопроизношения
Þ Результаты выполнения мотометрического теста.
Профессиональная пригодность – максимально полное соответвтвие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией.
· Медицинские критерии
Þ Уровень биологического развития
Þ Состояние здоровья
· Психофизиологические критерии
Þ Ключевые профессионально значимые функции(КПЗФ)
КПЗФ – основные физиологические функции, с чьим уровнем развития и функционированием связывают успешность освоения профессии.
· Двигательные
· Сенсорно-анализаторные
· Индивидуально-типологические особенности ВНД
· Аттенционно-(?)
· Интеллект
· Характерные особенности личности
Гигиена принципов организации обучения детей и подростков:
· Соответствие учебных нагрузок возрасту и индивидуальным особенностям организма
· Научная организация учебного процесса
· Обеспечение оптимальных условий обучения
Кривая работоспособности:
II. Врабатываемость
III. Высокая и устойчивая работоспособность
IV. Снижение работоспособности
· Неполная компенсация
· (?)
· процесс. падение
Экосенситивные периоды – жизненные периоды времени, в течение которых оргинзм максимально чувствителен к действию факторов окружающей среды (0-3;5-6;12-14 гг)
Теории акселерации.
1. Физико-химическая:
· (?)(~1/х)
· радиоволны
· космический hυ
· ↑[CO2]
2. Отдельный факторов условий жизни
· Алиментарных
· Нутритивных
· ↑ инф.
3. Генетическая:
· Циклической биологической изменчивости
· Гетерозиса (смешение популяций)
4. Комплекса факторов условий жизни
· урбаническое влияние
· коплекс социально-биологических факторов
Профилактические осмотры:
ó после 1 класса
ó после начальной школы
ó в препубертатный период
ó в период окончания школы
Этапы:
· доврачебный – скрининг и л/р
· врач-педагог
· специализированный
Здоровье детей и подростков - состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик с соответствием биологического возраста паспортному и формирование адаптивно-компенсаторных реакций организма.
Показатели:
· наличие/отсутствие хронических заболеваний
· уровень функционального состояния основных систем организма
· степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям
· уровень физического развития и степень его гармоничности
Группы здоровья:
I. Здоровые, нормальное развитие, без функциональных отклонений
II. Хдоровые с функциональными или малыми морфологическими отклонениями
III. Больные в компенсированном состоянии
IV. Больные в субкомпенсированном состоянии
V. Больные в декомпенсированном состоянии
Показатели здоровья коллектива детей:
· Общая заболеваемость по обращаемости
· Процент распределения по группам здоросья
· Количество часто идлительно болеющих
· I здор.(здор./общ.)
· Патологическая поражаемость(больные/общ.)
Факторы, формирующие состояние здоровья:
1. Внутренние
· Генетические
· Биологические
2. Внешние
· Загрязнение ОС – 20%, климат – 10%
· Социально-гигиенические условия
Þ 1 класс – 27,5%
Þ 4 класс – 21,1%
Þ 8 класс – 13,9%
· вн/школьная среда
Þ 1 класс - --
Þ 4 класс – 12,6%
Þ 8 класс – 20,6%
· патологическая поражаемость:
Þ 1 класс – 23,3%
Þ 4 класс – 17,2%
Þ 8 класс – 20,8%
Школьные болезни – заболевания, являющиеся результатом обучения в школе:
ó миопия
ó нарушение осанки
ó нервно-психические расстройства
ó заболевания крови
ó заболевания ЖКТ
Профилактика:
1. Освещаемость (600л – искусственно, 200л – естественно), планировочные мероприятия, шрифт
2. Правильная посадка, соответствие мебели росту, физические нагрузки
3. Психогигиена(! С-м дефицит внимания с гиперактивностью), рациональная организация жизни, кл. коррекции, анкетирование родителей.