ЛЕКЦИЯ 3. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Это профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма.

Цель: разработка профилактических мероприятий, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, поддерживающих оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков.

Задача: нормализование факторов среды обитания детей и подростков.

Принципы нормализования:

·        Специализировать нормы

·        Непостоянство (сменность) норм

·        Развивать, тренировать, направлять нормы

·        Дифференциация гигиенических норм с учетом пола, состояния здоровья растущего организма;

Закономерности роста и развития:

·        Неравномерность темпа роста и развития (нелинейная зависимость от возраста  (          );

·        неодновременность роста и развития отдельных органов и систем(гетерохронность);

·        обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

·        генетическая обусловленность роста и развития

·        обусловленность роста и развития средовыми факторами

·        акселерация роста и развития (↑ темпа по сравнению с предыдущими поколениями);

Стимуляторы роста и развития:

·        инсулин

·        тиреоидные гормоны

·        половые гормоны

Ингибиторы роста и развития:

·        ГКС

 

Хронология возраста -  гг.ммд. с момента рождения.

Биологический возраст – совокупность морфо-функциональных особенностей организма, характеризующих индивидуальные темпы роста и развития( длина тела, оссификация костей, развитие вторичных половых признаков, зубов)

Физическое развитие – состояние морфо-функциональных особенностей организма, характеризующих процессы роста и развития.

Гетерохронность обусловлена тем, что фазы митоза и дифференцировки у растущего организма определяются законами прогрессирования дифференцировки Шмальгаузена: mотн недифференцированных клеток ~ 1/х возр. Объясняется….(?) в течение системогенеза: избирательное опережающее созревание происходит в тех функциях и структурах, которые обеспечивают выживаемость организма.

Физическое воспитание: организационный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Принципы:

·        Оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей

·        Дифференцировка применяющихся средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;

·        Фунциональная зрелость – готовность организма ребенка к какому-либо виду обучения.

·        Школьная зрелость – функциональная готовность к обучению в школе

·        Медицинские критерии:

1.      Уровень биологического развития

Þ    Биологический возраст(> паспортного)

Þ    Длина тела

Þ    Количество постоянных зубов

2.      Состояние здоровья (1 и 2 группы здоровья)

·        Психофизиологические критерии:

Þ    Результаты выполнения теста Керна-Иразека (<9 баллов)

Þ    Качества звукопроизношения

Þ    Результаты выполнения мотометрического теста.

 

Профессиональная пригодность – максимально полное соответвтвие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией.

·        Медицинские критерии

Þ    Уровень биологического развития

Þ    Состояние здоровья

·        Психофизиологические критерии

Þ    Ключевые профессионально значимые функции(КПЗФ)

КПЗФ – основные физиологические функции, с чьим уровнем развития и функционированием связывают успешность освоения профессии.

·        Двигательные

·        Сенсорно-анализаторные

·        Индивидуально-типологические особенности ВНД

·        Аттенционно-(?)

·        Интеллект

·        Характерные особенности личности

 

Гигиена принципов организации обучения детей и подростков:

·        Соответствие учебных нагрузок возрасту и индивидуальным особенностям организма

·        Научная организация учебного процесса

·        Обеспечение оптимальных условий обучения

Кривая работоспособности:

II.                Врабатываемость

III.             Высокая и устойчивая работоспособность

IV.              Снижение работоспособности

·        Неполная компенсация

·        (?)

·        процесс. падение

Экосенситивные периоды – жизненные периоды времени, в течение которых оргинзм максимально чувствителен к действию факторов окружающей среды (0-3;5-6;12-14 гг)

 

Теории акселерации.

1.      Физико-химическая:

·        (?)(~1/х)

·        радиоволны

·        космический

·        ↑[CO2]

2.      Отдельный факторов условий жизни

·        Алиментарных

·        Нутритивных

·        инф.

3.      Генетическая:

·        Циклической биологической изменчивости

·        Гетерозиса (смешение популяций)

4.       Комплекса факторов условий жизни

·        урбаническое влияние

·        коплекс социально-биологических факторов

 

Профилактические осмотры:

ó    после 1 класса

ó    после начальной школы

ó    в препубертатный период

ó    в период окончания школы

Этапы:

·        доврачебный – скрининг и л/р

·        врач-педагог

·        специализированный

 

Здоровье детей и подростков -  состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик с соответствием биологического возраста паспортному и формирование адаптивно-компенсаторных реакций организма.

Показатели:

·        наличие/отсутствие хронических заболеваний

·        уровень функционального состояния основных систем организма

·        степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям

·        уровень физического развития и степень его гармоничности

 

Группы здоровья:

I.                   Здоровые, нормальное развитие, без функциональных отклонений

II.                Хдоровые с функциональными или малыми морфологическими отклонениями

III.             Больные в компенсированном состоянии

IV.              Больные в субкомпенсированном состоянии

V.                 Больные в декомпенсированном состоянии

 

Показатели здоровья коллектива детей:

·        Общая заболеваемость по обращаемости

·        Процент распределения по группам здоросья

·        Количество часто идлительно болеющих

·        I здор.(здор./общ.)

·        Патологическая поражаемость(больные/общ.)

Факторы, формирующие состояние здоровья:

1.      Внутренние

·        Генетические

·        Биологические

2.      Внешние

·        Загрязнение ОС – 20%, климат – 10%

·        Социально-гигиенические условия

Þ    1 класс – 27,5%

Þ    4 класс – 21,1%

Þ    8 класс – 13,9%

·        вн/школьная среда

Þ    1 класс - --

Þ    4 класс – 12,6%

Þ    8 класс – 20,6%

·        патологическая поражаемость:

Þ    1 класс – 23,3%

Þ    4 класс – 17,2%

Þ    8 класс – 20,8%

 

Школьные болезни – заболевания, являющиеся результатом обучения в школе:

ó    миопия

ó    нарушение осанки

ó    нервно-психические расстройства

ó    заболевания крови

ó    заболевания ЖКТ

Профилактика:

1.      Освещаемость (600л – искусственно, 200л – естественно), планировочные мероприятия, шрифт

2.      Правильная посадка, соответствие мебели росту, физические нагрузки

3.      Психогигиена(! С-м дефицит внимания с гиперактивностью), рациональная организация жизни, кл. коррекции, анкетирование родителей.

Hosted by uCoz